октября 18, 2010

Зарвавшийся Сердюков


Зарвавшийся Сердюков
Громким скандалом завершилось посещение министром обороны России учебного центра Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища
Артем Ивановский
18.10.2010

Начатое два года назад «радикальное реформирование» Российской армии не привело к повышению боеготовности и не улучшило ситуацию в войсках. Кроме того, негативные последствия «реформирования» ощущают на себе не только Вооруженные Силы, но и предприятия оборонной промышленности.

Министр обороны Анатолий Сердюков 30 сентября посетил учебный центр «Сельцы» Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища. В поездке его сопровождал заместитель министра обороны по строительству и обустройству генерал Новицкий. Прибыли они на вертолете. Прежде, чем приземлиться, они с воздуха осмотрели территорию учебного центра и полигона училища. Их встретил Герой России, начальник Рязанского училища, гвардии полковник Андрей Красов и заместитель начальника училища по тылу гвардии полковник Игорь Волков.

Православное агентство «Русская линия» в заметке «О том, как министр Сердюков храмы сокращает» сообщает, что министр вышел из вертолета, будучи сильно не в духе. В присутствии других офицеров Сердюков стал в весьма резких выражениях выговаривать начальнику училища. Согласно информации «Русской линии», его гнев вызвал построенный на территории учебного центра деревянный храм Ильи Пророка, как объект, не предусмотренный уставом и планом. Офицеры начали возражать министру, объясняя: «Бюджетных денег на храм не затрачено ни копейки. Храм нужен членам семей офицеров и сотням солдат и курсантов, поскольку ближайший за 15 километров на другом берегу Оки, а моста нет».

«В 2011 году именно здесь запланировано учить будущих капелланов для всей Российской армии, 90% из них будут православные священники храм и для них». «В трех ближайших деревнях и двух других городках учебных центрах сокращенных военных училищ храма нет и жителям здесь он нужен». «Полторы тысячи будущих профессионалов-сержантов готовятся здесь по трех летней программе и духовная работа с ними священников должна помочь воспитать в них желание служить России не только за деньги». «ВДВ – войска для войны, а на войне атеистов нет».
Сердюков вышел из себя и набросился на офицеров-десантников с нецензурной бранью. «В говне здесь живете, в говне и умрете!». «Денег на этот центр ВДВ не давать! Это училище вообще надо сократить. Полковника этого наглого снять и в войска!» – ставил задачи министр своему заму по строительству и обустройству. Затем сел в вертолет и улетел.
Сегодня сотрудник синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерей Александр Ильяшенко заявил, что десантники вправе требовать отставки министра обороны после того, как он нецензурно оскорбил Героя России гвардии полковника Андрея Красова. 

"Вопрос надо решать твердо, быстро и по-военному. Он должен попросить прощения, но, независимо от того, просит он прощения или не просит, он должен уйти в отставку", - заявил отец Александр корреспонденту "Интерфакс-Религия".

Представитель Церкви сказал, что этот случай "с самой худшей стороны" характеризует самого А. Сердюкова как "человека, который к армии никакого отношения не имеет" и "не обладает никаким кредитом доверия не только у Вооруженных сил, но и у штатских людей".

Отец Александр считает верным обращение десантников к президенту России как к верховному главнокомандующему, "который не должен терпеть людей, смеющих оскорблять его офицеров, а поскольку Анатолий Сердюков занимает высокий пост, то в лице оскорбленного офицера он оскорбляет всю армию".

Реформа не хуже, чем в Штатах? 

За последние два десятилетия в России при осуществлении всевозможных «реформ» выработался стандарт ссылки на «опыт передовых западных стран», прежде всего — США. По-видимому, аналогичными соображениями руководствовался Анатолий Сердюков во время своего недавнего визита в Вашингтон. Его стремлением было продемонстрировать, что если в Америке идет процесс реформирования Вооруженных сил, то наша реформа ничуть не хуже. Согласно итоговому заявлению пресс-службы Пентагона, встреча министров обороны США и РФ «открыла возможности для превращения военного сотрудничества двух стран в фундамент двусторонних отношений».
При этом сами министры сообщили, что между проблемами, стоящими перед их ведомствами, есть много общего. «Господин Сердюков и я прилагаем большие усилия, чтобы осуществить широкие реформы, которые являются болезненными, но необходимыми для наших министерств»,— подчеркнул на итоговой пресс-конференции министр обороны США Роберт Гейтс. «Преобразования в армиях, которые происходят в РФ и США, очень масштабные и очень болезненные. Но они абсолютно необходимы»,— поддержал его Анатолий Сердюков.

Согласно официальным заявлениям, обсуждение военной реформы и было главным предметом переговоров министров. Сердюкову, как отметила пресс-служба американского военного ведомства, предстоит сократить 200 тысяч офицеров Российской армии. «Наши страны проводят реформы в схожей ситуации: и Россия, и США столкнулись с демографическими проблемами и последствиями мирового финансового кризиса»,— подчеркнул пресс-секретарь Пентагона Джефф Морелл.

Однако, несмотря на то что, согласно официальным сообщениям, стороны успели обсудить самый широкий круг вопросов — от размещения элементов американской системы ПРО в Европе до ситуации в Нагорном Карабахе и Центральной Азии, реальные результаты оказались весьма скромными. «В области противоракетной обороны никаких особых прорывов не произошло, но мистер Гейтс вновь подчеркнул стремление сотрудничать с Россией в сфере ПРО. Хотя позиция США в отношении американских планов в этой области хорошо известна»,— заявил на брифинге по итогам встречи министров представитель военного ведомства США. Таким образом, не совсем понятно, что же, помимо «реформирования Российской армии», представляет интерес для американской стороны.

Между тем, оценка проделанной Сердюковым реформаторской работы российскими военными кардинально отличается от той, которую высказал Роберт Гейтс и его подчиненные. 16 сентября в средствах массовой информации было опубликовано «Обращение Союза военных моряков к Президенту РФ». Формулировки этого обращения очень резкие: «Мы, члены Центрального Совета Союза военных моряков, представляющие действующих и бывших военных моряков - адмиралов, офицеров, мичманов, старшин и матросов, а также членов их семей, выражаем Вам крайнюю обеспокоенность нынешним состоянием Вооруженных сил. Невозможно не видеть резкого снижения их боеготовности, падения обороноспособности страны до недопустимо низкого уровня, что угрожает самому существованию нашей Родины. Сокращение сотен тысяч офицеров наносит невосполнимый ущерб боеготовности частей, подразделений и кораблей.

На руководящие и ответственные должности расставлены недоучки, торгаши, беспринципные карьеристы, случайные для дела обороны страны дамы и господа. Обоснованно возросло неприятие и отвращение к военной службе со стороны молодежи и их родителей.
Призываем Вас, как Верховного главнокомандующего, немедленно остановить эти безумные и волюнтаристские реформы, проводимые группой дилетантов, чуждых военному делу, способных лишь развалить, расчленить, распродать и уничтожить то, что еще осталось от Вооруженных Сил, победивших фашизм, поставивших на колени милитаристские режимы Германии и Японии. Нынешний министр обороны дезинформирует руководство России и ее граждан, преступно скрывая и фальсифицируя катастрофическое состояние Вооруженных Сил, до которого они доведены при его непосредственном и деятельном участии.

Если меры по спасению оборонного потенциала страны не будут приняты в кратчайшие сроки, то само существование государства, его целостность и мирная жизнь граждан нашей страны будут поставлены под вопрос, а Ваш долг, как гаранта Конституции и Верховного главнокомандующего, так и останется долгом перед будущими поколениями бывшего Великого государства, канувшего в лету».

В процессе военной реформы в Российской армии возникло ранее невиданное явление — забастовки офицеров.
В разных регионах страны офицеры провели отдельные акции протеста против реформы, которая вылилась в сокращение офицерских должностей, закрытие десятков госпиталей, военных академий и НИИ. Весной этого года прошли забастовки на Северном флоте, который поддержали балтийцы и тихоокеанцы. С требованием к властям выполнять свою элементарную обязанность по выплате денежного довольствия выступил профсоюз ВВС. Председатель ЦК профсоюзов Ракетных войск стратегического назначения и Космических войск Виктор Благов опубликовал в печати сведения о предзабастовочных настроениях в коллективах, подчеркнув, что пока, несмотря на невыплату зарплаты, профсоюз намерен отстаивать права его членов мирными методами.

Для многих тысяч военных нерешенным остается «квартирный вопрос». Это еще одна мина замедленного действия. Другая, не менее опасная - введенная в войсках система денежного премирования офицеров (так называемый «приказ 400»), в соответствии с которой назначенные передовиками офицеры получают в несколько раз больше своих сослуживцев. Такие премии уже привели к серьёзному расколу в офицерской среде. Наиболее многочисленная протестная среда — военные пенсионеры. Их недовольство нынешними порядками в стране множится на то, что военные пенсии ныне просто унизительны. «Скоро военнослужащие запаса начнут выходить на улицы. Дошло до того, что майоры, подполковники и даже полковники оказались по своему прожиточному минимуму ниже, чем гражданское население», - заявил руководитель Центра военного прогнозирования полковник Анатолий Цыганок. Тем не менее, процесс «реформирования» продолжается полным ходом.

Всеобщая перетасовка 

20 сентября на совещании в Министерстве обороны Анатолий Сердюков объявил: ряд функций главкоматов передадут стратегическим командованиям. Главкоматы ВВС, ВМФ и Сухопутных войск сохранятся в новой структуре Российской армии, но их функции будут разделены с Объединенными стратегическими командованиями. По его словам, это будет сделано для того, чтобы усовершенствовать систему управления войсками. «Система управления должна быть максимум трехуровневой. Прежняя система, которая у нас была, доходила до 16 уровней - это было что-то нереальное. Теперь мы развели по функционалам, и каждый отвечает за свою часть», - разъяснил министр. Далее Сердюков вновь отметил, что будет «продолжена оптимизация численности личного состава» главкоматов видов Вооруженных сил. «Какие-то подразделения будут минимизированы, какие-то, наоборот, увеличены», - сообщил он.

По мнению военных экспертов, создание оперативно-стратегических командований (ОСК) готовит новые испытания для кадровых военных и их семей. Так, к 1 декабря должна быть сформирована 6-я общевойсковая армия с пунктом управления предположительно в населенном пункте Агалатово под Санкт-Петербургом. В ее состав войдут 200-я, 138-я и 25-я мотострелковые бригады. Кроме того, к этому же сроку в составе округа планируется сформировать две новые бригады – зенитно-ракетную и отдельную инженерную. Оперативно-стратегическое командование «Запад» интегрирует в себя Ленинградский и Московский военные округа, Северный и Балтийский флот со всеми расположенными на этой территории частями, кроме РВСН. То есть, отныне моряки и сухопутчики будут действовать под единым управлением и командованием.

Однако проблема не ограничивается собственно перемешиванием между собой частей различных родов войск в составе одной армии. Как сообщил временно исполняющий обязанности командующего ОСК «Центр» генерал-лейтенант Чиркин «все офицеры СибВО, которые соответствуют требованиям и желают продолжить службу, будут назначены на должности». Правда, пока не ясно, где будут жить все эти новые назначенцы и члены их семей. В Екатеринбурге в ближайшие дни должны сдать целый квартал, построенный специально для военных, на 2 тыс. квартир. И что будет, если очередники ПУрВО будут отодвинуты от своей очереди из-за назначенцев из Читы и других гарнизонов?
Интересно отметить, что эти «оргштатные мероприятия» будут сопровождаться активными коммерческими сделками. 

Так, строение на улице Полины Осипенко в Москве, где раньше находилось командование Московского военного округа, вместе с другими объектами, которые значатся в так называемых «хозяйственно-экономических планах по переводу армии и флота на новый облик», после ликвидации будут выставлены на торги. В этих хозяйственно-экономических планах также значится продажа находящегося в Москве комплекса зданий главкомата Военно-морского флота, который будет переведен в Санкт-Петербург. Кроме того, из столицы будут выведены другие военные учреждения и вузы, недвижимость которых также будет реализована военным ведомством.

Перевооружение или распиливание? 

Привнесенный в последнее время в армию дух всеобщей коммерциализации не оставил в стороне и отечественный ВПК. При этом главным критерием становится не эффективность того или иного проекта, а его потенциальная прибыльность. Вот два любопытных примера на эту тему. Некое научно-производственное предприятие объявило, что к концу 2011 – началу 2012 года завершится разработка пневматических маскировочных макетов зенитных ракетных комплексов и ракетных установок для Сухопутных войск РФ. В качестве обоснования данного проекта было объявлено, что Российская армия уже третий год снабжается надувной техникой, которую невозможно отличить от настоящей даже с расстояния в 100 метров. Возникает вопрос: зачем нужны эти надувные макеты и почему их нужно закупать в таком количестве? Армия не применяла подобную маскировку ни в первой, ни во второй чеченской войнах, ни в югоосетинском конфликте 2008 года. Не совсем понятно также, для обмана какого именно потенциального противника предназначены эти новые образцы надувной техники.

В данном контексте можно вспомнить недавнее выступление на радиостанции «Эхо Москвы» одного из заместителей начальника войсковой ПВО Сухопутных войск. Это офицер объявил, что «нами совместно с промышленностью открыт ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию комплексов на новых физических принципах, в том числе и с применением лазерного оружия». Еще он пообещал, что «создаются комплексы, которые в ближайшее время будут выполнять задачи по эффективной борьбе с любым типом средств воздушного нападения, даже в космосе». Однако при этом прозвучало и прямо противоположное по смыслу заявление: «Немедленный переход на новейшие системы ПВО нецелесообразен, пока имеется тот высокий технологический задел, позволивший создать ныне существующие комплексы в 90-е годы». Действительно, традиционные системы (модификации «Бук-М1», «Тор-М1» и «Тор-М2», С-300ВМ2, как и «Тунгуска», «Шилка», «Игла») еще далеко не исчерпали свои возможности. Что же тогда на самом деле стоит за такого рода «проектами»?

В последнее время появилось немало странных идей, реальная государственная польза которых представляется сомнительной. 

Подоплека этого «информационного шума» очевидна. На ближайшие десять лет на разработку и закупку новых вооружений бюджетом запланировано 20 трлн. рублей. И каждой фирме, каждому связанному с ней военному ведомству хочется получить свою долю. Поэтому активно рекламируются в масс-медиа надувные макеты танков, самолетов и зенитно-ракетных пусковых установок, «авиационно-лазерные комплексы, предназначенные для передачи лазерной энергии на удаленные объекты в целях противодействия в инфракрасном диапазоне оптико-электронным средствам противника».

Идет разговор и о проведении нового тендера на новые корветы для нужд Военно-морского флота. Якобы старый проект 20380, который несколько лет назад был запущен на «Северной верфи» и по которому было обещано выпустить, как минимум, 50 боевых кораблей, почему-то оказался крайне неэффективным и не отвечающим современным требованиям. Напомним, что произошло с 5 млрд. рублей, отпущенных на создание собственных беспилотных разведывательных самолетов. Они, как утверждают генералы, фактически выброшены на ветер. А в войсках до сих пор нет достаточно надежных средств связи и управления, разведки и целеуказания И никто не знает, когда все это появится не на оружейных выставках и не в обещаниях начальников из Минобороны, а в боевых частях.

Специально для Столетия

Комментариев нет:

Поиск по Архиву

Copyright Text

Все права на информацию принадлежат людям.